Образовательная программа

Основная образовательная программа дошкольного образования

 


Краткая презентация Основной образовательной программы:  

Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №11 «Берёзка» разработана как Программа  психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия  образовательного процесса и охватывает возраст детей от 1 года до 7 лет.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы  с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.

Программа сформирована с учётом особенностей дошкольного образования как основа последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказов в области образования и направлена на удовлетворение потребностей: воспитанников и родителей — в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени; общества и государства — в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни.

Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения Федерального государственного образовательного стандарта.

Основная образовательная программа ДОУ представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

 

Целевой раздел включает в себя:

  • пояснительную записку, которая раскрывает:

—  цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

—   принципы и подходы к формированию Программы;

—   значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста;

  • планируемые результаты освоения Программы, представленные в виде

целевых ориентиров;

  • развивающее оценивание качества образовательной деятельности
  • часть, формируемую  участниками  образовательных  отношений.

Вариативная часть учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.

В  Программе раскрыты:

  • Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста (от 1 до 2 лет)
    •Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
    •Возрастные особенности детей  второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
    •Возрастные особенности детей средней группы (от 4 до 5 лет)
    •Возрастные особенности детей старшей группы (от 5 до 6 лет)
    •Возрастные особенности детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

 

Содержательный раздел Программы включает в себя описание:

  • образовательной деятельности в соответствии с  направлениями  развития  ребенка  в  пяти  образовательных  областях  – социально-коммуникативной,  познавательной,  речевой,  художественно-эстетической, физической; часть формируемую  участниками  образовательных  отношений;
  • формы, способы, методы и средства реализации Программы.
  • особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников;
  • содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
  • особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способов и направлений поддержки детской инициативы;
  • системы физкультурно-оздоровительной работы;
  • взаимодействия ДОУ и социума;
  • особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий ДОУ.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными  областями и с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», парциальных программ, технологий и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
    •познавательное развитие;
    •речевое развитие;
    •художественно-эстетическое развитие;
    •физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о национальных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

       Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

       Речевое развитие включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

       Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и реализовывается в определённых видах деятельности:
в раннем возрасте — это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста — это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Образовательная деятельность по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, проводится по программе  «Бурятия – мой край родной», разработанной рабочей группой ДОУ  на основе учебно-методического пособия «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста» З.И.Пазниковой. Р.И.Карповой, С.А.Ступиной.

Содержание раздела направлено на достижение цели: воспитание гражданина и патриота своей страны, республики через приобщение дошкольников к культурному наследию русского и бурятского народов и формирование у них чувства сопричастности к малой родине.

         Задачи:
— Воспитывать нравственные, патриотические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.
— Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности.
—  Формировать интерес к культурному наследию региона.
— Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
— Готовить детей к обучению в школе.

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое   развитие» более углубленно решаются     за  счет    внедрения  в  педагогический  процесс  парциальной    программы     «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

Цель Программы — формирование у детей  дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности.

Задачи:

 Образовательные:

— Формирование у детей раннего и дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности

Развивающие: 

— Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Воспитательные:

— Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Задачи по совместной деятельности более углубленно решаются     за  счет    внедрения  в  педагогический  процесс  программ   педагогов.

Задачи:

1.Углубление и расширение начальных знаний, опережающее развитие дошкольника или занятия с детьми, отстающими в развитии от сверстников.

2.Работа с одаренными детьми по получению ими новых знаний, не предусмотренных государственной программой.

3.Знакомство с областями знаний и умений по развитию навыков межличностных коммуникаций, самопознания, саморегуляции, саморазвития.

 Организационный  раздел Программы описывает:

– психолого-педагогические, материально-технические, кадровые условия;

– организацию развивающей предметно-пространственной среды;

—  программно — методическое обеспечение образовательного процесса;

–  режим  дня  с  учетом  возрастных  и    индивидуальных  особенностей детей;

—  организацию образовательного процесса;

–  планирование образовательной деятельности;

—  часть, формируемую  участниками  образовательных  отношений.

Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в ДОУ, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) реализуется в соответствии  с Программой.
Все разделы в своей структуре содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Наш адрес

671160, Республика Бурятия, Селенгинский район, г.Гусиноозерск, 6 микрорайон, д. 6